Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
Алалия у детей – нарушение речи, пожалуй, самое тяжелое из всех существующих, при котором формирование речевых навыков невозможно без профессионального участия логопеда. Заболевание связано с органическими нарушениями функционирования двух речевых центров в головном мозгу – центра распознавания и центра воспроизведения.
В зависимости от локализации нарушения, выделяют три формы алалии:
Симптомы алалии у детей
Первые признаки алалии могут появиться еще на первом году жизни ребенка, но далеко не все врачи, а тем более родители способны их распознать. Это проявляется в том, что малыш лепечет меньше, чем его здоровые сверстники, а все издаваемые им звуки являются однообразными. Но мало кто бьет тревогу на этом этапе, поскольку подобные особенности могут быть связаны с темпераментом и характерологическими особенностями малыша.
Более заметными симптомы алалии становятся к 1,5-2 годам – когда ребенок должен обладать уже достаточно обширным словарным запасом и уметь строить внятные фразы, выражающие го мысли. Но и в этом случае родители и врачи не всегда начинают бить тревогу, ссылаясь на индивидуальные особенности, наследственность, пол.
Одним из признаков, по которым можно определить моторную алалию, является нарушение двигательных навыков мышц речевого аппарата – для малыша трудно или невозможно сложить губы трубочкой, высунуть язык, могу наблюдаться проблемы с жеванием. На первых этапах освоения речи она плохо понятна окружающим из-за невозможности внятно произносить звуки. При этом отмечается четкое понимание ребенком речи окружающих – он запоминает названия предметов, явлений, способен выбрать нужную картинку из предложенных.
Сенсорную алалию можно распознать по тому, что ребенок, при условии хорошего слуха, не понимает слов, не способен сортировать предметы и картинки, ему предложенные. Такое нарушение встречается довольно редко и поддается коррекции гораздо тяжелее.