Причины задержки речевого развития


Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.


Алалия у детей – нарушение речи, пожалуй, самое тяжелое из всех существующих, при котором формирование речевых навыков невозможно без профессионального участия логопеда. Заболевание связано с органическими нарушениями функционирования двух речевых центров в головном мозгу – центра распознавания и центра воспроизведения.


В зависимости от локализации нарушения, выделяют три формы алалии:

  • сенсорная алалия у детей – ребенок не способен воспринимать и анализировать речь других. Это связано с нарушением проводимости нервного сигнала в речевых анализаторах, расположенных в больших полушариях. При этом может наблюдаться такое явление, как эхолалия – автоматическое повторение ребенком речи, обращенной к нему, без понимания ее смысла. Например, ребенок повторяет вопрос, заданный ему, вместо ответа на него;
  • моторная алалия у детей – у ребенка нет трудностей с пониманием речи, но затруднено или вовсе невозможно произношение. Причиной является нарушением связей между речевым центром головного мозга и мышцами, управляющими речевым аппаратом;
  • сенсомоторная алалия – самая тяжелая из ее форм. Ребенок не способен ни к пониманию, ни к воспроизведению речи;

Симптомы алалии у детей


Первые признаки алалии могут появиться еще на первом году жизни ребенка, но далеко не все врачи, а тем более родители способны их распознать. Это проявляется в том, что малыш лепечет меньше, чем его здоровые сверстники, а все издаваемые им звуки являются однообразными. Но мало кто бьет тревогу на этом этапе, поскольку подобные особенности могут быть связаны с темпераментом и характерологическими особенностями малыша.

Более заметными симптомы алалии становятся к 1,5-2 годам – когда ребенок должен обладать уже достаточно обширным словарным запасом и уметь строить внятные фразы, выражающие го мысли. Но и в этом случае родители и врачи не всегда начинают бить тревогу, ссылаясь на индивидуальные особенности, наследственность, пол.

Одним из признаков, по которым можно определить моторную алалию, является нарушение двигательных навыков мышц речевого аппарата – для малыша трудно или невозможно сложить губы трубочкой, высунуть язык, могу наблюдаться проблемы с жеванием. На первых этапах освоения речи она плохо понятна окружающим из-за невозможности внятно произносить звуки. При этом отмечается четкое понимание ребенком речи окружающих – он запоминает названия предметов, явлений, способен выбрать нужную картинку из предложенных.

Сенсорную алалию можно распознать по тому, что ребенок, при условии хорошего слуха, не понимает слов, не способен сортировать предметы и картинки, ему предложенные. Такое нарушение встречается довольно редко и поддается коррекции гораздо тяжелее.


ПН - ПТ 08:30-19:00СБ ВС - по записи
+7 963 272 0588cool.psi2012@mail.ru
г.Первоуральск. Проспект Ильича 30.