«Перспектива» должна быть у каждого
История Центра коррекции речи и поведения, где специалисты творят настоящие чудеса.
«Мама, дай мне сумку!» — по-детски требовательно и с интересом просит маленький мальчик Вова. Мама Наталья Викторовна улыбается и выполняет требование ребенка. Сейчас сложно представить, но еще пару месяцев назад Вова говорил только лишь звуками. И то, чего он хочет, могли лишь приблизительно понять только родители. Сложный диагноз «дизартрия» ставил такой речевой барьер, что мальчик был замкнутым и необщительным. Но после занятий в Центре комплексной коррекции речи и поведения «Перспектива» все кардинально изменилось.
Тенденция к нарушению
С сожалением констатируем — родители все чаще сталкиваются с проблемой неговорящих детей. Слишком уж много предпосылок для этого создает окружающий мир. Экология, питание, сложная беременность, родовые травмы — вот так от глобального к частному движется вероятность возникновения у малышей речевых нарушений. В результате в разы увеличилось количество детей с речевой патологией.
Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и специалисты, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик. Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Ребенку, например, уже год, а он только и делает, что улюлюкает и аакает, но так и не произносит заветные «Мама» и «Папа». Взрослые успокаивают, прежде всего, себя, дескать, ничего страшного, ходить начали, а значит, и заговорим когда-нибудь. Но вот малыш празднует второй день рождения, а произносить слова так и не может.
Начинается путешествие по больницам, логопедам и психологам. В лучшем случае, выяснится, что это временная задержка и все образуется. В худшем — ребенку ставят диагноз нарушения речи.
Мозг нужно развивать
— Мы не разговаривали, только звуки произносили, — вспоминает Наталья Викторовна. — Мы-то его понимали, а окружающие, даже воспитатель в садике — нет. Если уж только он жестами что-то показывал, взрослые догадывались
Наталья узнала о Центре комплексной коррекции речи и поведения «Перспектива», и решила попробовать обратиться сюда. Как оказалось, это было правильным решением.
Центр «Перспектива» расположился в небольшом офисном здании. Он занимает двухкомнатный кабинет, который больше похож на уютные комнаты отдыха для детей. В одной комнате огромное количество игрушек, мягкие «лазалки», книжки раскраски и песочный стол. В другой — лечебное оборудование и компьютер. И практически каждый предмет в «Перспективе» играет важную роль в реабилитации.
«Не мог говорить, а теперь впереди планеты всей»
На занятие приходят ребята индивидуально, иногда небольшими группами, по два - три человека. Здесь с ними занимается клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный специалист по Дэнас-терапии Светлана Гузенко. Так же приходят консультировать родителей терапевт и невролог.
— Светлана Владимировна работала в детском саду психологом, — подтверждает Наталья Викторовна. — Мы к ней записались на «песочную сказку». И сын у меня с таким удовольствием к ней ходил. Сейчас мы к ней в «Перспективу» отходили уже два курса занятий.
— А курс — это сколько? — спрашиваю я.
— Это 15 занятий по 30 минут. Между курсами — 10-дневный перерыв.
— Получается, всего 30 занятий по 30 минут и такой прогресс?
— Да, нам даже воспитатель говорит, что прогресс на лицо. В садике же им проводят мероприятия. Загадки всякие загадывают. Вот Вова знал ответ, а сказать-то не мог. И из-за этого стал замкнутым, необщительным. А теперь и рисует, и лепит, все делает со всеми, впереди планеты всей.
Залог успешной реабилитации, прежде всего, в профессионализме сотрудников. Они уже не первый год занимаются с детьми, особо деятельность свою не рекламируют, больше работает «сарафанное радио», но действительно творят чудеса.
— Замечательно, что находятся логопеды и психологи, которые отправляют к нам в Центр детей, — рассказывает Светлана Владимировна. — Они ведь, в самом деле, работают на износ, так как детей с двигательными и речевыми нарушениями, сейчас очень много. А мы им помогаем - запускаем речь ребенка.
«Запускаем речь» — звучит жизнеутверждающе. Но не подумайте о какой-то художественной пафосности. «Запустить речь» — это задача, не всегда простая, но редко не выполнимая.
«Она боялась смеяться»
Пока в первой комнате играют ребята, во второй детский девичий голосок громко и четко проговаривает буквы: «Я, О, У...» Маленькая девочка за компьютером старательно проговаривает гласные буквы в специальный микрофон, а румяный колобок — в такт девочке открывает рот и улыбается ей!
— Это Вика, она сейчас занимается на логотренажере, — объясняет Светлана Гузенко. — Ребенок после психологической травмы отказывалась от речи. Когда я первый раз ее увидела, она сидела в группе одна с няней, а все ребята пошли играть с клоунами. А Вика боялась шума, боялась смеяться. Зато сейчас песни поет, пляшет.
Вика, конечно, немного стесняется, но все же отвечает, как ее зовут, как зовут маму и папу. В это время Светлана Владимировна проводит коррекцию по методу сенсомоторной интеграции шестилетнему Максиму. Сенсорная интеграция – основа речи, движений, произвольного внимания и поведения, мотивации и еще многих умений и навыков. Парень широко улыбается, позирует на фотокамеру.
Это не чудо, а профессионализм
В это время в первой комнате на специальном столе песком рисует двухгодовалый рома. Его старший брат Максим пока находится на процедурах. Приехать в гости к Светлане Владимировне — это обязательный пункт в делах мальчика Ромы.
— Я Роме говорю: «Поедем к Светлане Владимировне?» Он сразу кричит: «Да!», — смеется мама Ромы и Максима Надежда Александровна. — Если на машине едем, я поворачиваю в сторону дома, а он в сторону «Перспективы» показывает, мол, не туда едем, вон туда надо.
Но в Центр «Перспектива» Надежда пришла не просто потому, что Роме тут нравится. Малыш полюбил это место, когда начал ходить сюда вместе с братом. У Максима поставлен диагноз «алалия».
— У него очень долго было звукоподражание. До 4,5 лет мы только буквами и краткими фразами говорили. Либо жестами. Я искала логопеда, и где-то в разговоре со знакомыми услышала про «Перспективу». Вот теперь уже третий курс начали проходить.
У Макса — огромный прогресс. Поэтому останавливаться на этом не собираются. Правда, и Роме тоже нужно заниматься. Пока врачи точно не установили, но и у второго сына возможно нарушение речи. Один курс мальчик уже отходил, и в свои - 2,4 года, уже, наконец, пытается говорить. Хотя до этого только молчал.
Стоит отметить, что занимаются в «Перспективе» не только с детьми, но и с взрослыми. Как доказательство — книга отзывов, где десятки человек говорят слова благодарности и признательности. Ведь вы только представьте, насколько это ценно — обрести речь. И делает это не какое-нибудь «чудо». Тут главное профессионализм и грамотный подход. Как раз, то чем обладает этот Центр, с очень, говорящим названием «Перспектива». И, правда, перспектива должна быть у каждого.
Отзывы
«Когда пришли в Центр, ребенок говорил 10 слов. Теперь стал задавать вопросы, появился интерес к окружающему миру, начал называть имена детей в детском саду. Спасибо «Перспективе», что они дают шанс тем детям, которым это необходимо.
Виктория Рамсовна»
«У нас была задержка речевого развития. В течение двух недель произошел «скачок». Она начала говорить более 60 слов! Стала говорить чисто свое имя, имени родственников, появилось первое предложение «Буду красить губы». Это высочайший профессионализм
Юлия Александровна»